Развитие ребенка от рождения до года: что должен уметь ребенок от 0 до 12 месяцев
Долгие 9 месяцев ожидания закончились, и ваш наследник предстал перед вами во всей красе! Теперь «беременные» страхи родителей уступили место страхам иного рода — нормально ли развивается их ребенок? Когда он должен начать переворачиваться на животик? А говорить первые слова? а пытаться ползать или ходить? Чтобы не впадать в панику каждый раз, когда вам в голову приходят такие мысли, предлагаем вам подробную таблицу — что должен уметь ребенок в возрасте от рождения до года — навыки сформированы по месяцам.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц:
- совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;
- различает цвета ( красный, желтый, черный и белый ), линии и клетку;
- фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
- различает особенности звуков;
- узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;
- сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении;
- лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
Что должен уметь ребенок в 2 месяца:
- одаривает и очаровывает всех лучезарной улыбкой, появляющейся в ответ на голос или склоненное лицо;
- зрительно сосредотачивается и удерживает в поле зрения движущейся и остановившийся предмет;
- поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
- демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
- лежа на животе, пытается держать голову;
- произносит звуки, вокализируя гласные;
- поворачивается с бочка на спинку.
Что должен уметь ребенок в 3 месяца:
- узнает лица мамы и папы, смеется при общении;
- капризничает и хнычет, протестующе кричит;
- гулит, воркует, ведет диалог со взрослым;
- попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
- захватывает игрушку и тянет ее в рот;
- приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья;
- переворачивается со спины на бок;
- упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками;
- держит голову и управляет ею;
- находит источник звука и света.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца:
- узнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
- узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
- выводит рулады, произносит первые слоги;
- захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
- улавливает свое имя и реагирует на него;
- приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
- по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
- выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
- при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев:
- с удовольствием рассматривает лица на картинках;
- мелодично гулит, переходя на лепет;
- хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы;
- различает знакомых и незнакомых людей;
- демонстрирует настороженное отношение к незнакомцам;
- самостоятельно 5-10 минут занимается игрушками;
- переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть;
- лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук;
- играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:
- лепечет и имитирует слышимые звуки;
- внимательно вслушивается в речь;
- находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
- соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
- перекладывает игрушки из одной руки в другую;
- бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
- перекладывает предметы из одной емкости в другую;
- подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
- учится вставать, держась за опору.
Что должен уметь ребенок в 7 месяцев:
- понимает смысл многих слов;
- эмоционально очень сильно привязан к матери, цепляется за нее;
- начинает испытывать страх при расставании с мамой;
- умеет вкладывать маленькие предметы в большие;
- твердо стоит у опоры, переступает у опоры;
- учится сидеть самостоятельно;
- учится ползать;
- переворачивается с живота на спину и обратно;
- может есть с ложки и пить из чашки;
- запоминает действия по поддержанию опрятности и «напоминает» о них маме;
- играет в «Ладушки» и подобные жестовые игры.
Что должен уметь ребенок в 8 месяцев:
- лепечет так, как будто говорит;
- понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
- играет в игры с выполнением простейших действий ( «Ладушки» ), танцует;
- испытывает сильный страх при расставании с матерью;
- четко делит людей на «своих» и «чужих»;
- пугается резких, неожиданных звуков ( пылесос, звонок, лай собаки );
- самостоятельно встает и ходит у опоры;
- самостоятельно сидит;
- начинает активно ползать;
- может откусывать мягкую пищу и жевать;
- переходит с пюре на измельченную пищу;
- спокойно воспринимает высаживание на горшок.
Что должен уметь ребенок в 9 месяцев:
- превращает лепет в звуковые серенады;
- показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
- сует пальчики во все дырочки;
- умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
- может листать толстые страницы картонной книжки;
- самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
- встает без опоры;
- ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев:
- вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
- воспринимает шутки в свой адрес;
- выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
- радуется играм-забавам;
- вставляет один предмет в другой;
- предпочитает мелкие предметы крупным;
- при помощи одного предмета достает другой;
- сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
- катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
- сидит, ползает, ходит у опоры;
- спокойно расстается с грудью;
- жует мелок порезанную пищу;
- проявляет активный интерес к другим детям.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев:
- понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
- произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
- выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
- ждет похвалы и одобрения своих действий;
- утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
- машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
- без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
- пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
- залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
- пытается самостоятельно ходить;
- может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
- умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.
Что должен уметь ребенок в 12 месяцев:
- произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов;
- самостоятельно ходит;
- по-разному ведет себя с разными людьми;
- проявляет самостоятельность;
- активно выражает негативные эмоции;
- собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков;
- делает лепешки, катает колбаски из теста или глины;
- имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия;
- сопровождает рисование комментариями;
- откусывает, жует твердую пищу;
- пользуется ложкой и чашкой.
Что должен уметь ребенок до года – по месяцам
К концу 1-го месяца ребенок:
- Поднимает голову на короткое время
- Может поворачивать голову из стороны в сторону
- Любит смотреть на человеческое лицо с расстояния 20-25 см
- Делает резкие движения рук
- Подносит руки к лицу
- Может повернуть головку в сторону знакомого голоса
- Реагирует на громкие звуки
- Мигает при ярком свете
К концу 2-го месяца ребенок:
- Улыбается
- Провожает объекты глазами
- Плачет, когда он недоволен
- Может произнести гласные звуки, такие, как «а» или «о»
К концу 3-го месяца ребенок:
- Поднимает голову и грудь, если его положить на животик
- Поднимает голову вверх на 45 градусов
- Выпрямляет ножки, когда лежит на спине
- Открывает и закрывает кулачок
- Отталкивается ножками, когда его ставят на твердую поверхность
- Тянется к висящим игрушкам
- Хватает и сжимает в руке игрушки
- Смотрит на движущиеся объекты
- Начинает подражать звукам
- Узнает знакомые предметы и людей, даже на расстоянии
- У ребенка начинает развиваться так называемая социальная улыбка
- Начинает развиваться координация рук и глаз
- Держит голову дольше
К концу 4-го месяца ребенок:
- Может спать около шести часов всю ночь перед тем, как проснуться (общий сон обычно составляет от 14 до 17 часов)
- Сидит с поддержкой
- Поднимает голову на 90 градусов
- Может сопровождать движущийся объект по 180-градусной дуге
- Веселит себя новыми звуками
- Реагирует на все цвета и оттенки
- Исследует объекты, тянет их в рот
- Может сосать соску или грудь
- Показывает свою боль, страх, одиночество и дискомфорт через плач
- Реагирует на погремушку или колокольчик
К концу 5-го месяца ребенок:
- Обращает внимание на небольшие объекты
- Может видеть диапазон всей комнаты
- Начинает использовать обе руки, чтобы перекладывать игрушки из одной руки в другую
- У малыша начинается процесс прорезывания зубов
К концу 6-го месяца ребенок:
- Держит голову, когда сидит
- Произносит некоторые гласные-согласные звуки
- Сидит с минимальной поддержкой
- Открывает рот, чтобы взять ложку с едой
- Хватает игрушки
- Пытается ползать
- Пьет воду, молоко или компот из чашки без соски
- Может держать бутылочку руками
- Пытается копировать некоторые выражения лица
- Произносит самые простые слова из двух слогов
К концу 7-го месяца ребенок:
- Поворачивает голову в направлении голоса
- Имитирует многие звуки
- Отличает тон человеческих эмоций
- Самостоятельно сидит, почти не опираясь
- Ползает
- Перекатывается с животика на спинку и наоборот
- Лепечет
- Произносит слоги «па», «ма», «ба»
- Может не просыпаться ночью
К концу 8-го месяца ребенок обычно:
- Реагирует смехом или улыбкой на те объекты, которые нравятся
- Может сосать компот или молоко из бутылочки
- Поворачивает голову, когда закончил сосать
- Может спать около 11-13 часов в сутки; дневной сон занимает от 2 до 3 раз (это количество может меняться)
- Сидит без поддержки
- Ползает в позиции на коленях и руках
- В зависимости от разных нужд плачет по-разному
- Реагирует на свое имя
- У него разные реакции для разных членов семьи
- Показывает признаки тревоги при разлуке с родителями
К концу 9-го месяца ребенок:
- Тянется за игрушками
- Бросает предметы, а затем ищет их
- Хватает ложку во время кормления
- Перекачивается со спинки на животик и наоборот
- Берет мелкие объекты двумя пальцами
- Начинает узнавать себя в отражении зеркала
К концу 10-го месяца ребенок:
- Расстраивается, если у него забрать игрушку
- Пытается ходить
- Пытается стоять
- Развлекается, долго глядя на свое отражение в зеркале
- Ребенок уже понимает, что мама уходит и возвращается. У него уже нет убеждения, что предмет, который исчезает, перестает существовать
- Ребенку нравится рассматривать книжки с яркими крупными картинками
К концу 11-го месяца ребенок обычно
- Говорит «ма-ма» и «да-да»
- Понимает слово «нет»
- Хлопает руками
- Пытается ходить
- Стоит уже более устойчиво
- Лучше держит равновесие
- После просьбы родителей поднимает и приносит игрушку
- Ест мягкие фрукты и овощи
- Кушает с ложечки
- Лучше координирует взгляд и движения
К концу 12-го месяца ребенок:
- Кладет предметы в коробочку, а затем вынимает их
- Может пойти за каким-нибудь предметом и поднять его
- Качает головой «нет»
- Увеличивает вес втрое по сравнению с днем рождения
- Весело открывает и закрывает дверцы шкафа
- Гуляет, держась за ручку взрослых
- Говорит «ма-ма» и «да-да»
- «Танцует» под музыку
- Интересуется книжками и может с интересом разглядывать страницы
- Может понять несколько простых команд
- Боится чужих
- Отдает игрушки, но хочет забрать их обратно
- Может показывать привязанность к человеку
- Отталкивает то, что он не хочет
- Когда не хочет одеваться, толкает, тянет и сбрасывает одежду или одеяльце
- Снимает шапку и носки
- Понимает использование определенных предметов
- Ждет родительской реакции на свое поведение
- Поднимает руку или ногу, когда одевался
- Определяет свое отражение в зеркале
Ребенок до одного года, как видим, умеет уже очень многое. Он радует родителей своим смехом, первыми неуклюжими шагами и такой милой доверчивой улыбкой. Поэтому фотоаппарат и видеокамеру нужно держать всегда наготове.
Что должен уметь ребенок по месяцам, таблица
Ну вот он и родился, ваш долгожданный, чудесный малыш! Вы уже принесли его домой и он смотрит на вас еще ничего не понимающими глазками. Что же с ним делать?
Природа дивно установила свои законы и правила. Развитие человека – это одно из них. Ни перепрыгнуть на шаг, ни остаться на прежнем уровне… Все закономерно. Итак, как будет развиваться ваш малыш? Обращайтесь к ниже приведенной информации, что должен уметь ребенок по месяцам, таблица подскажет вам!
Что должен уметь ребенок по месяцам, таблица
Первый месяц жизни – один из самых ответственных
В этом возрасте при правильном развитии малыш должен уметь:
- фокусировать свой взгляд на чем-то. А так как игрушки давать еще рано, то это будут лица близких;
- лежать на животике, при этом по несколько секунд держать головку;
- реагировать на звуки: голос мамы, музыка, громкий крик или звон;
- некоторые дети уже начинают взглядом следить за взрослыми, чуть поворачивая головку;
- улыбаться, проявлять эмоции.
Вот он чуть подрос и идет уже второй месяц жизни
Умения крохи значительно расширяются. Теперь он:
- пытается издавать звуки. В народе это называют «агукать»;
- крепче держит голову в горизонтальном положении. И не только держит, но и поворачивает ее;
- учится держать головку и в вертикальном положении;
- пытается держать игрушку или хотя бы тянется к ней.
Третий месяц – месяц активных эмоций
Ваш ребенок уже достаточно познакомился с домом и его обитателями, избрал для себя приятное и выделил неприятное. Теперь он, кроме уже приобретенных навыков, пытается:
- смеяться вслух или даже визжать от радости;
- уверенно провожает интересующий его предмет взглядом;
- внимательно изучает свои руки и пытается управлять ими;
- приподниматься на руках, когда лежит на животике;
- переворачиваться на один бочок;
- уверенно брать погремушку и трясти ей, ожидая звук.
В четырехмесячном возрасте
Происходит закрепление всего того, что ребенок умеет. Они, так сказать, шлифуются:
- смеется громко и осознанно;
- лежа на животе, долго удерживает голову;
- твердо держать голову в положении «торчком»;
- сам играет погремушкой;
- произносит несложные сочетания звуков (ма, па, ба, ага и других).
Ваш малыш уже достаточно подрос, возросли и его потребности. теперь он требует движений! Для этого возраста характерны:
- первые пробы движений ногами: ребенок пробует перенести часть тела на ноги;
- попытки садится без опоры;
- крепкая посадка головы в вертикальном положении и поворачивания ею;
- осознанное «общение» со взрослыми: добавляются звуки и слоги, которыми малыш пробует поддерживать беседу.
Шести- семи месячный малыш
Что должен уметь ребенок по месяцам – эта таблица помогает родителям распознать, правильно ли развивается ваша кроха. Теперь он:
- сидит без поддержки;
- может зажимать в кулачке небольшие предметы;
- пытается стоять, держась за опору;
- пробует на вкус не только еду, но и то, что нравится ему визуально;
- учится выражать свои эмоции: недовольство, радость, обиду и прочие;
Ваш ребенок каждый день радует вас новыми навыками. Он прекрасно справляется с тем, чтобы:
- добраться (ползком или подтягиванием тела) до любимой игрушки;
- самостоятельно играть, перекладывая игрушки;
- самому сесть из положения «сидя», после чего подтянуться и принять положение «стоя».
Будет радовать вас двигательными «новинками». Он осознанно:
- машет на прощание ручкой;
- хлопает в ладоши, когда заиграет музыка;
- передвигается, держась за стенку или мебель.
Самую же большую радость, которую дарит этот возраст: малыш начинает говорить осознанно «мама» и «папа».
Десятимесячный малыш закрепляет все освоенные навыки
Теперь он уже способен оценить некоторые требования родителей, например, «нельзя, «иди», «дай». Поэтому как можно больше времени проводите, разговаривая с ребенком.
Наша таблица «Что должен уметь ребенок по месяцам» достаточно условна, ведь каждый ребенок индивидуален, но она отражает основные навыки, характерные для того или иного возраста.
Безусловно, есть ребятишки, которые в этом возрасте уже ходят, но большинство только-только отрабатывают этот навык, причем без посторонней помощи. Также он должен пытаться повторять или уже повторять те слова. которыми вы общались с ним: «пока», «дай», «ням-ням» и другие.
Годовалый малыш – вполне самостоятельный человек, который легко играет в мячик, лепечет по-своему и даже имеет свое мнение на те или вещи или события. Он хочет активно принимать участие в жизни семьи, поэтому требует к своей персоне удвоенного внимания. Не убейте эти стремления, поддерживайте и словом, и делом!
Вот вы вместе с дочуркой или сынишкой и вступаете в новый жизненный этап – второй год жизни. Там все будет по-другому, но мы надеемся, что должен уметь ребенок по месяцам таблица помогла посмотреть на кроху другими глазами!
Источники: http://lady-forever.ru/publ/nashi_deti/razvitie_rebenka_ot_rozhdenija_do_goda_chto_dolzhen_umet_rebenok_s_0_do_12_mesjaca/10-1-0-2753, http://ilive.com.ua/family/chto-dolzhen-umet-rebenok-do-goda-po-mesyacam_113367i15868.html, http://razvitiedetei.info/razvitie-do-goda/chto-dolzhen-umet-rebenok-po-mesyacam-tablica.html