Детские потешки
Когда появляется долгожданный ребенок, вам хочется быстрее начать общаться с ним. Но неожиданно открывается, что малышу нужен пока другой язык общения — не тот, к которому привыкли мы, взрослые, а совсем иной. Что сказать ему? Какую ласковую песенку спеть, чтобы он закрыл глазки? Какой веселой говоришкой его развеселить, чтобы он счастливо улыбнулся вам в ответ?
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство — его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек.
Потешки и пестушки — это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка — потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.
Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.
Но главное, что дает потешка — это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек из нашего сборника, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.
ДЕНЬ С ПОТЕШКАМИ
СБОРНИК ПОТЕШЕК НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Детские шутки-прибаутки, потешки, стишки.
Отправил: Казинопа от 13.02.2012
Наши бабушки раньше все пропевали детишкам, так что придумайте простые мелодии и все пропевайте (даже если думаете, что у вас нет голоса, как можете), даже стихи — развивайте ребеночку с рождения слуховое восприятие и слух.
«Пальчик-мальчик» (пере6ираются и массируются пальчики, начиная с большого)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашку ел,
С этим братцем песни пел.
Комарики. Сведите вместе свой большой и указательный пальцы — это будет “комар”, который кружит над ребенком, пока Вы приговариваете:
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились —
Кусь!
Во время зарядки надо показывать ту часть тела, про которую идет речь:
— Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Светкин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки — толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.
В кроватке. Разденьте ребенка, положите его на кровать, лаская и поглаживая приговаривайте:
Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки!
Руки – хватушечки,
Ноги – бегушечки.
Потягунюшки,
Порастунюшки!
В ножки – ходунушки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.
Катая малыша по подушке, приговаривайте:
Тушки!
Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.
Тюшки, тютюшки!
Веселы ли, душки?
Подниму дочушку
На крутую горку,
Бух! Покатились –
С горки свалились.
Легко постукивая по ножкам. приговаривайте:
Токи, токи, тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Сережке
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ, топ, топ, топ –
Приехали!
« Сорока-белобока » (водим указательным пальчиком малыша или своим по его ладошке, изображая мешание каши)
Сорока-белобока
Кашку варила
На порог становила,
За порог скакала,
Гостей созывала,
Гости не бывали,
Кашки не едали,
Все своим деткам отдала (дальше пере6ираются пальчики, начиная с мизинца)
Этому на ложке
Этому на поварешке
Этому в чашечке
Этому в тарелочке
А этому пальчику-мальчику ничего не дала (трясем большой пальчик)
Ты, пальчик-мальчик,
В лес не ходил, дров не рубил,
Воду не носил, печку не топил —
Не будет тебе каши.
Пошел сам искать —
Здесь тепленько (берем за запястье),
Здесь горяченько (берем под локоточек),
А здесь ключики-ключики (легонечко щекотим под мышкой).
Постукивая в такт кулачками ребенка, приговаривайте:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки-вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
Качая малыша из стороны в сторону:
А ту-ту-ту-ту!
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Митеньку.
Умывая малыша:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
Ну а кто не умывался тот грязнулею остался».
Или в конце говорю: «А нечистым трубочистам
стыд и срам. Стыд и срам»
Положите малыша на спину. Подтягивая малыша за ручки в положение сидя, приговаривайте:
Вот такая (ой) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая (ой) расти,
Нам на радости.
Кыши, кыши,
Расти (имя ребенка) выше,
Расти (имя ребенка) выше,
До хором, до крыши.
Поворачивая голову малыша из стороны в сторону:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Головоньку – валяй, валяй!
Посадите ребенка на диван с опорой. Взяв его ручки в свои, учите малыша хлопать в ладоши, приговаривая в ритм:
«Ладушки-ладушки,
Где были?» —
«У бабушки».
«Что если?» —
«Кашку!».
«Что пили?» —
«Бражку».
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
«Ладушки»
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки
Что ели? Кашку
Что пили? Бражку
Кашка сладенька
Бабушка добренька
Попили-поели
Шу! полетели (машем ручками)
На головку сели (ручки кладутся на головку)
Сели посидели
Обратно полетели (машем ручками вниз)
«Велосипед » (делаем ребеночку «велосипед» ножками)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот — задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике.
«Барашки»
Барашки-барашки, стук лбом!
(садитесь с ребеночком лицо в лицо, на слово «стук» легонько «стукаетесь» лбами. И уже сама наклоняет головку вперед на слово «стук» — это очень смешно)
Также существует множество различных прибауток, очень забавляющих малыша, особенно если меняешь свой голос в зависимости от их персонажей, изображаешь их с помощью игрушек и т.д. Например?
Наши уточки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га.
А индюк среди двора — бал-бал-бал, балды-балда.
Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко.
А как петя-петушок,
Раным-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Посадите малыша к себе на коленки, возьмите его ручки в свои. Приговаривайте, расправляя руки в стороны, а затем сдвигая перед собой:
Тяни, тяни,
Холсты просты,
Потягивай,
Поперек подкладывай.
Тяни холсты –
На покроичку.
Тяни холсты
На рубашечку.
Посадите малыша на колени лицом к себе. Покачивая малыша к себе и от себя, приговаривайте:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу.
Щучки – в кучки,
Плотички – в полички.
Один ершок –
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
(Имя ребенка) накормлю,
Спать уложу.
Удерживая малыша под мышкой. поставьте его на твердую опору. Поднимайте малыша вверх и вниз и приговаривайте:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок.,
По водичку пошел,
Молодичку нашел:
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.
Подбрасывая малыша на коленях, делают вид, что роняют. Приговаривают в ритм движения:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
Бултых в ямку!
На молоденькой лошадке –
Трюх, трюх, трюх!
А на старой да на кляче –
Бух!
Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – БУХ!
Хорошая дорога,
Хорошая дорога.
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком –
Бух в ямку!
Ехал пан, пан, пан,
Ехал сам, сам, сам
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Бух в ямку!
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Внуки на козлятках.
Ласково трогая малыша за носик. приговаривают:
«Чей нос?» —
«Мокеев».
«Куда едешь?» —
«В Киев».
«Что везешь?» —
«Рожь».
«Что возьмешь?» —
«Грошь».
«Что купишь?» —
«Калач».
«С кем съешь?» —
«Один (одна)».
«Не ешь один! (потянуть за нос)
Не ешь один!»
Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка и приговаривают:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!
Леню хлебом не корми,
Лимонадом не пои,
Ничего не надо боле,
Кроме как побалаболить.
В тишине шуршали мышки,
Мышки те читали книжки.
Дружно зубками листали,
Книжки тоненькими стали
Перебирая пальчики малыша. ласково приговаривают:
«Пальчик-мальчик,
Где ты был?» —
«С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Песни пел».
Малыша, который учится ходить. манят к себе и приговаривают:
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Качая малыша на своей ноге:
Анна Петровна
Поехала по бревна.
Запнулась за пенек,
Простояла весь денек.
Добавить комментарий Отменить ответ
Re: Детские стишки и прибаутки.
говоpим о всей семье. По меpе чтения стишка поднимаем именно тот палец, о котоpом говоpится в данный момент. Дойдя до последней стpочки, поднимаем сpазу все пальцы, изобpажая всю семью.
Это папа — самый сильный (большой)
Это мама — сpедь детишек (указательный)
Это бpатик — он такой высокий (сpедний)
Это сестpенка — она поменьше (безымянный)
А это наш малыш — он еще подpастет (мизинец)
Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)
Посчитайте свои пальцы: 1,2,3,4,5
Чему же научится ваш pебенок? Согласованности движений
( Из книги Джеки Силбеpг "Занимательные игpы с малышами".)
Вверх-вниз, влево-вправо
В начале читайте малышу стишок и сопровождайте слова действиями — малыш повторяет за вами. Если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его за руки и помогайте ему координировать движения.
Со временем пытайтесь только читать текст, чтобы малыш выполнял действия самостоятельно.
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
Ещё один стишок:
Ввеpх до неба,
Вниз до тpавки.
Ввеpх до неба,
Вниз до тpавки.
А тепеpь покpужились
И вниз повалились.
Поднимайте и опускайте pуки или приседайте(для деток постарше), как сказано в стишке, затем когда дойдете до пятой стpочки, покpужитесь. Hа шестой стpоке резко сядьте на пол и скажите: "Бух!".
Раз, два, тpи, четыpе, пять
Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (спpячте pуку за спину)
Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)
А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)
Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)
Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)
Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)
Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)
Затем скажите:
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.
Поговоpите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки — поспать, поискать еду и так далее.
во время зарядки:
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
Во время зарядки надо показывать ту часть тела, про которую идет речь:
— Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки — толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.
Сведите вместе свой большой и указательный пальцы — это будет “комар”, который кружит над ребенком, пока Вы приговариваете:
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились —
Кусь!
Вот и попалось ушко! Потом вместо ушка попадется ножка, потом щечка или ручка — как пойдет у вас игра. Замечу, что в игре важна скорость чтения текста: первые три строчки читаются медленно, полушепотом, а строчка: “Да в ушко вцепились!” — быстро, с азартом. Эти слова должны прозвучать как команда: “Защищайся! Прячь ушко! Прячь скорей!”
"Сорока-ворона" (водим указательным пальчиком малыша или своим по его ладошке, изображая мешание каши)
Сорока-ворона
Кашку варила
На порог становила,
За порог скакала,
Гостей созывала,
Гости не бывали,
Кашки не едали,
Все своим деткам отдала (дальше пере6ираются пальчики, начиная с мизинца)
Этому на ложке
Этому на поварешке
Этому в чашечке
Этому в тарелочке
А этому пальчику-мальчику ничего не дала (трясем большой пальчик)
Ты, пальчик-мальчик,
В лес не ходил, дров не рубил,
Воду не носил, печку не топил —
Не будет тебе каши.
Пошел сам искать —
Здесь тепленько (берем за запястье),
Здесь горяченько (берем под локоточек),
А здесь ключики-ключики (легонечко щекотим под мышкой).
"Пальчик-мальчик" (пере6ираются и массируются пальчики, начиная с большого)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашку ел,
С этим братцем песни пел.
Стишки-прибаутки для малышей
веселое у меня сегодня настроение
поделимся веселыми шутками прибаутками, которые прилипли к языку за время детевоспитания
у меня в данный момент основных три
Дождик, дождик кап, кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
Здравствуй, кошка!
Как дела?
Что же ты от нас ушла?
Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить,
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете.
Сидели два медведя
На тоненьком суку,
Один взбивал сметану,
Другой молол муку,
Раз куку и два куку,
Оба шлепнулись в муку,
Рот в муке и нос муке,
Ухо в кислом молоке.
У нас с веселым не густо
Мы все больше по Агнии Барто вдаряем.:) Знаем наизусть В лесу родилась елочка, Спят усталые игрушки.
о, в этом смысле не из народного творчества
мне очень нравится Заходеровское
Что мы знаем о лисе?
Ничего. И то — не все!
и Ренато муховское
Вчера крокодил улыбнулся так злобно,
Что мне до сих пор за него неудобно.
Re: о, в этом смысле не из народного творчества
Классно, а мне Иртеньевское нравится:
Как у нашей Яночки
На щеках две ямочки
Сверху три волосика
И сопля из носика 🙂
Re: поделимся любимыми прибаутками — стишками
а у меня — от воспитания сестры..
оказывается, оказывается
солнце не сразу показывается
а сначала высунет краешек
и осветит маленький камешек.
Re: поделимся любимыми прибаутками — стишками
а еще странная книжка у нас была: про ослика.
"Наш бедный ослик болен:
заболела голова,
Хозяйка ему сделала
Наколку в кружевах.
(наколка, как я поняла, такая французская нашлепка на женскую голову крестьянскую).
И так дале: перечислялось все, что заболело у ослика, а в конце — все, что на него в связи с этим нацепила хозяйка.
оранжевая куртка,
воротничок из шелка,
наколка в кружевах
и башмаки на каблуках, ах-ах!
Сестре уже 16 лет, а я до сих пор наизусть помню Айболита и мойдодыра..и много еще чего.
у моего гендира любимым стихом было следующее
Источники: http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php, http://kazinopa.ru/detskie-shutki-pribautki-poteshki-stishki/, http://www.hlopoty.ru/vb/printthread.php?t=14832&pp=10000