Этапы выхаживания недоношенного ребенка

0
499

Система выхаживания недоношенного ребенка начинается с первых часов его жизни и состоит из трех этапов

I этап – интенсивная терапия в родильном доме.

Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются в родильном зале. Все манипуляции проводятся в условиях, исключающих охлаждение ребенка (температура воздуха не менее 25 о С, влажность 55-60%, пеленальный стол с источником лучистого тепла).

Важное условие успешного выхаживания недоношенного ребенка – дополнительный обогрев с момента рождения!

— Сразу после извлечения головки отсасывание слизи из полости рта и верхних дыхательных путей (для предупреждения аспирации ).

— Прием ребенка в теплые, стерильные пеленки.

— Повторная санация трахеобронхиального дерева.

— Затем голову и тело ребенка бережно вытирают пеленками. Мягкое (щадящее) поглаживание головы, туловища, конечностей является одним из методов тактильной стимуляции дыхания, в ответ на эти манипуляции, как правило, увеличивается частота и глубина дыхания.

— При рождении ребенка в состоянии гипоксии. в вену пуповины вводят смесь, включающую 10% раствор глюкозы, раствор кокарбоксилазы, 5% раствор аскорбиновой кислоты, 10% раствор глюконата кальция.

— После первичной обработки и перевязки пуповины ребенка с массой более 2000 г, завернутого в пеленки и байковое одеяло, помещают в кроватку при Т о окружающей среды 24-26 о С, т.к. он в состоянии сам поддерживать нормальный температурный баланс.

— Дети с массой более 1500 г выхаживаются в специальных кроватках «Бебитерм» с обогревом и дополнительной оксигенацией (Т о воздуха в палате вначале 26-28 о С, затем постепенно снижается до 25 о С, по показаниям подается теплый, увлажненный кислород, концентрация в пределах 30%).

— Недоношенных детей с массой тела при рождении 1500г и менее, а также детей, находящихся в тяжелом состоянии, помещают в кувезы (аппарат, внутри которого автоматически поддерживается определенная Т о С – от 36 о С до 32 о С). В кувезе ребенку обеспечивается оптимальный температурный режим (ректальная температура у ребенка поддерживается в пределах 36,6 о -37,1 о С).

Влажность воздуха в кувезе в первые сутки должна составлять 80-90%, а в последующие дни – 50-60%. Уровень оксигенации подбирается индивидуально – концентрация кислорода должна быть оптимальной, при которой исчезают цианоз кожи и слизистых оболочек, брадипноэ, апноэ, пониженная двигательная активность. Но не рекомендуется поддерживать концентрацию кислорода более 38% из-за возможности токсического воздействия его на ЦНС. легкие и сетчатку глаз. Смена кувеза и его дезинфекция проводятся каждые 2-5 дней (повышенная Т о и влажность создают благоприятные условия для быстрого размножения патогенных микроорганизмов). Длительное пребывание ребенка в кувезе нежелательно. В зависимости от состояния ребенка оно может составлять от нескольких часов до 7-10 дней.

На 7-8 сутки недоношенного ребенка перевозят в специализированных машинах и в кувезах из родильного дома в отделение для выхаживания недоношенных детей.

II этап – наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

Цель. удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенных детей.

— Оказание высококвалифицированной медицинской помощи;

— Организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики;

— Создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание и оксигенация);

— Обеспечение адекватным питанием;

— Обучение родителей приемам выхаживания ребенка в домашних условиях.

Ребенка в отделении переводят из кувеза в кроватку с обогревом только в том случае, если это не приводит к изменению его состояния (Т о тела, окраска кожных покровов и т.д.). Если ребенок в кроватке плохо «удерживает» температуру тела, применяется дополнительное согревание с помощью резиновых грелок (от одной до трех с Т о воды 60 о С, размещая две по бокам и одну в ногах на расстоянии ширины ладони от тела ребенка). Как только ребенок начинает сам «удерживать» Т о тела в переделах 36,5-37 о С, количество грелок постепенно уменьшают. Необходимо помнить, что неумелое согревание ребенка может привести к его перегреванию или переохлаждению.

При проведении оксигенотерапии необходимо обеспечить оптимальную концентрацию кислорода. Рекомендуется газовая смесь, содержащая не более 30% кислорода, продолжительность оксигенации подбирается индивидуально. Смесь должна быть увлажнена до 80-100%, подогрета до 24 о С. Оксигенотерапия может проводиться с помощью носовых катетеров, канюль, маски или кислородной палатки.

Рациональное вскармливание. адекватное состоянию ребенка, является одним из важнейших условий полноценного развития недоношенных детей. Оптимальной пищей для недоношенного ребенка является женское грудное молоко, поэтому необходимо приложить все усилия для максимального сохранения грудного вскармливания. Основными принципами вскармливания недоношенных детей являются осторожность и постепенность. Выбор способа кормления зависит от гестационного возраста ребенка. Важно следить, чтобы ребенок во время кормления не переутомлялся, не срыгивал, не аспирировал пищу.

— Недоношенных детей с большим сроком гестации, при выраженности сосательного, глотательного рефлексов и удовлетворительном сосании, можно начать кормить через 3-4 часа после рождения из груди или из бутылочки. Для профилактики переутомления целесообразно применять накладки на соски матери, а при кормлении из бутылочки – использовать мягкие соски с отверстием, адекватным сосательным усилиям ребенка.

— При выраженности глотательного рефлекса и отсутствии сосательного, ребенка можно кормить с ложечки.

— При отсутствии грудного молока у матери, можно применить специализированные адаптированные смеси в течение первых 2-3-х месяцев.

— Детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32 недель кормят через назогастральный или орогастральный зонд. Во избежание развития инфицирования и пролежней не рекомендуется оставлять постоянный зонд на время свыше 2-х дней. Введение молока необходимо осуществлять капельно, с помощью стерильного шприца, капельницы или специального шприцевого перфъюзора.

— Глубоко недоношенным детям с дыхательными расстройствами, нарушением кровообращения, угнетением ЦНС назначается парентеральное питание. В первый день жизни они получают 10% раствор глюкозы, со второго дня переводят на 5% раствор глюкозы с добавлением аминокислот, электролитов, калия, витаминов, микроэлементов, жировых эмульсий.

Лечение недоношенных детей проводится с учетом их анатомо-физиологических отклонений. Отклонения, не выходящие за рамки «физиологических», не нуждаются в медикаментозной коррекции. Для предупреждения и лечения некоторых патологических состояний (ГБН. дистресс-синдром. пневмония и т.д.) применяется патогенетическая терапия.

При проведении лечения недоношенных детей, особенно с низкой массой тела, необходимо соблюдать тактику двигательного покоя. Чрезмерная стимуляция таких детей в первые дни и недели жизни, интенсивная и инфузионная терапия (без автоматических дозаторов) могут привести к ухудшению состояния. Количество внутримышечных инъекций должно соответствовать возможностям ребенка. Нельзя вводить при внутримышечной инъекции больше 0,5 мл раствора лекарственного препарата. Преимущественное место введения – средняя треть наружно-боковой поверхности бедра.

Критерии выписки недоношенного ребенка из стационара:

— Масса тела должна быть не менее 2500 г при постоянной положительной динамике.

— Способность удерживать постоянную температуру тела.

— Наличие выраженных физиологических рефлексов.

— Устойчивость всех жизненно важных функциональных систем.

III этап – динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра и медицинской сестры. На следующий день после выписки из стационара участковый педиатр и медицинская сестра посещают ребенка на дому. Учитывая, что третий этап выхаживания недоношенного проходит в семье, основная часть забот и ответственности ложится на родителей ребенка.

Создается индивидуальная программа реабилитации, и планируются сестринские действия после выяснения уровня подготовленности семьи к уходу за недоношенным ребенком, их возможностей нести большие физические, психические и материальные затраты, психоэмоционального состояния матери, отношения каждого члена семьи к ребенку, уровня знаний о проблемах недоношенных детей, возможном прогнозе.

Необходимо объяснить родителям, что при создании ребенку оптимальных условий жизни в семье и обеспечении хорошего ухода, уже к концу первого года жизни малыш сможет догнать своих сверстников в физическом и умственном отношении (исключение составляют глубоко недоношенные дети).

Индивидуальная программа реабилитации в условиях детской поликлиники.

Цель : Разработать индивидуальную реабилитационную программу, направленную на обеспечение жизненных потребностей недоношенного ребенка, при условии взаимодействия врач – медицинская сестра – родители ребенка.

— Оценка состояния физического и психического здоровья ребенка.

— Оценка состояния соматического и психического здоровья матери.

— Оценка социально-экономических условий жизни семьи.

— Обучение членов семьи правилам ухода, организации рационального режима и питания, методам закаливания, адекватного воспитания.

Содержание индивидуальной программы реабилитации:

1. Постоянный контроль весоростовых показателей.

2. Ежемесячная оценка физического и психоморного развития .

3. Регулярная оценка функционального состояния органов и систем (кожи, слизистых, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха и т.д.).

4. Контроль и коррекция питания ребенка соответственно функциональным возможностям и возрасту.

6. Обучение и консультирование родителей по вопросам закаливания.

7. Обучение родителей комплексам массажа и гимнастики.

8. Вакцинация по индивидуальному календарю прививок.

9. Осмотр ребенка педиатром и специалистами (офтальмологом, отоларингологом, невропатологом, ортопедом, стоматологом) в декретированные сроки и по показаниям.

10. Лабораторные исследования анализов крови, мочи в декретированные сроки и по необходимости.

185.154.22.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Этапы выхаживания недоношенных детей

Первый этап выхаживания — детская реанимация. В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного, он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями — по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких. Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу (оптимально — подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками) через назогастральный зонд. В кувезе поддерживается постоянная температура и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов ребенок подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги. Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд.

Второй этап выхаживания — интенсивная терапия новорожденных. Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети тоже помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее, здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода. Сегодня считается доказанным тот факт, что во время пребывания в стационаре недоношенному ребенку необходимо общение с матерью. Малыш должен слышать материнский голос, чувствовать ее тепло, что достигается при помощи так называемого метода кенгуру.

Третий этап выхаживания — катамнестическое наблюдение. Относительная нормализация основных жизненно важных функций организма не всегда, к сожалению, означает, что недоношенный ребенок окончательно сравнялся со сверстниками в психо-физическом развитии. Катамнезом в медицине называется информация о больном, собираемая после окончания первоначального наблюдения (в данном случае — после выписки из отделения интенсивной терапии или выхаживания недоношенных). Конечно же, в катамнестических кабинетах проводится не только наблюдение за детьми, но и планомерная коррекция выявленных у них отклонений.

185.154.22.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Выхаживание недоношенных детей осуществляется в три этапа:

I этап — выхаживание в роддоме. Для повышения эффективности оказания помощи недоношенным на этом этапе организованы специализированные родильные дома для женщин с преждевременными родами, палаты для недоношенных детей в отделениях патологии новорожденных родильного дома.

II этап — выхаживание недоношенных в специализированных отделениях при детских больницах.

III этап — диспансерное наблюдение в условиях детской поликлиники.

Выхаживание недоношенных детей: Выхаживание в родильном доме.

Обязательным условием успешного выхаживания новорожденных недоношенных детей является дополнительный обогрев с момента рождения. Столик, предназначенный для первичной обработки недоношенного ребенка, должен быть снабжен дополнительным обогревом. Принимают недоношенного ребенка, а в дальнейшем пеленают, в подогретые стерильные пеленки.

Первичный туалет недоношенного ребенка проводится так же, как и родившегося в срок ребенка, кроме купания. Купать можно только здоровых недоношенных детей с массой тела более 2 кг. Первородную смазку у недоношенных снимают осторожно ватным тампоном, смоченным стерильным растительным маслом. После проведения первичного туалета недоношенного ребенка сразу переводят в отделение патологии новорожденных родильного дома в специальную палату. Всем недоношенным детям вводят витамин К. Практически все недоношенные дети нуждаются в оксигенации.

Температура воздуха в палате, куда помещают недоношенного ребенка, должна быть 25 °С при влажности 55-60%.

Индивидуальные условия выхаживания недоношенных детей осуществляют с помощью кувезов.Кувезы закрытого типа используют для выхаживания недоношенных с массой менее 2 кг. Длительность пребывания ребенка в кувезе зависит от степени незрелости. Для предупреждения инфицирования ребенка каждые 3 дня производят замену кувеза, в котором находился ребенок. Температура и влажность в кувезе подбираются индивидуально.

Когда недоношенный ребенок начинает лучше удерживать тепло, его перемещают из кувеза в кроватку с дополнительным обогревом.

Здоровый недоношенный ребенок, способный поддерживать нормальную температуру тела, прибавляющий в весе и достигший 2 кг, может быть выписан домой.

Здоровые недоношенные, не достигшие за 2 недели жизни массы 2 кг, и больные недоношенные переводятся на II этап выхаживания. Здоровых недоношенных переводят не ранее 7-8 суток жизни, больных недоношенных переводят сразу после установления диагноза.

Выхаживание недоношенных детей: Выхаживание в специализированных отделениях

Выхаживание на II этапе осуществляется в специализированных отделениях. Палаты должны быть боксированы, рассчитаны на 2-4 недоношенных. Сестринский пост располагается вне палаты, но в удобном для наблюдения за всеми детьми месте. Одна медсестра ухаживает за 4-6 недоношенными.

Оптимальным для недоношенного ребенка является совместное пребывание в одной палате с матерью. В этом случае снижается инфекционная заболеваемость, активизируется психомоторное развитие.

Недоношенные дети с массой тела 1700 г и менее в первые несколько дней помещаются в кувез, куда подается кислород.

Купание здоровых недоношенных детей начинают с 2-недельного возраста через день, при наличии опрелостей — ежедневно, при массе ребенка менее 1000 г купать начинают на 2-м месяце жизни.

Взвешивают детей ежедневно, а при грудном вскармливании — до и после кормления для того, чтобы провести коррекцию объема питания. Окружность головы измеряют 1 раз в неделю. Как можно раньше необходимо выкладывать недоношенных на живот. Массаж передней брюшной стенки проводят ежедневно, начиная с месячного возраста при достижении массы тела 1700-1800 г. У недоношенных с метеоризмом показано поглаживание живота и при массе тела 1000 г, и меньше.

Вне зависимости от возраста, степени недоношенности, состояния ребенка подвешивают игрушку на уровне груди на высоте 60-70 см. Прогулки для недоношенных детей организуют на улице или на верандах в зависимости от времени года. Прогулки начинают с 3-4-недельного возраста при достижении массы тела 1700-1800 г.

Выхаживание недоношенных детей: Наблюдение за недоношенными детьми в поликлинике

Первичный совместный патронаж врач и медсестра проводят в первые сутки после выписки ребенка из роддома или II этапа выхаживания. В течение 1-го месяца медсестра посещает недоношенного ребенка 2 раза в неделю, на 2-6-м месяцах 1 раз в неделю, во 2-м полугодии — 2 раза в месяц.

В домашних условиях в комнате, где находится недоношенный ребенок, температура воздуха должна быть не ниже 20-22 °С, при купании — 22-26 °С. Купают детей ежедневно, температура воды 38-39 °С. В теплое время года прогулки начинают сразу после выписки ребенка, в холодное время — с 1-2-месячного возраста при достижении массы тела 2500-3000 г. Закаливающие мероприятия начинают проводить во II полугодии.

Правильному развитию недоношенных детей способствуют индивидуальные занятия, игры, рациональное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо

Источники: http://studopedia.ru/2_61704_sistema-vihazhivaniya-nedonoshennogo-rebenka-nachinaetsya-s-pervih-chasov-ego-zhizni-i-sostoit-iz-treh-etapov.html, http://studopedia.ru/9_180867_etapi-vihazhivaniya-nedonoshennih-detey.html, http://allmammy.ru/detskie-bolezni-do-goda/2250-vyhajivanie-nedonoshennyh-detei.pdf

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here